ПРИМЕНЕНИЕ ПАКЕТА MathCAD ПРИ РАСЧЕТЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЛОКОМОТИВОВ

l Оглавление l Назад l Далее l

Расчет вписывания локомотива в кривую

Рассмотрим решение задачи о вписывании в кривые экипажа тележечного локомотива. Задача является частью расчетов динамических качеств локомотивов.

Цель расчета вписывания в кривые - определение направляющих и боковых сил, отжатия рельсов, положения экипажа в рельсовой колее в зависимости от скорости движения и радиуса кривой.

Расчетная схема вписывания в кривую двухосной тележки локомотива представлена на рис. 6.

 

 

Рис. 6.

Введены следующие обозначения: 2а - база тележки; 2b - расстояние между кругами катания колес; О - полюс поворота тележки; x - полюсное расстояние; V - скорость движения; M - приведенная масса; Fi - силы трения колес по рельсам; Yн1, Yн2 - направляющие силы, действующие на гребни набегающих колес; Ан - непогашенное ускорение.

Схема сил и моментов, действующих на раму тележки, показана на рис. 7.

 

 

Рис. 7.

Равновесие локомотива при установившемся движении в круговой кривой описывается системой нелинейных алгебраических уравнений. В упрощенном виде не рассматриваются упругие связи колесных пар с рамой тележки и тележек с кузовом. В этом случае математическая модель, описывающая движение тележки в круговой кривой, представляет собой систему двух алгебраических уравнений вида:

 

;

.

 

Проекции сил трения, входящие в уравнения, можно записать:

где Р - нагрузка от колеса на рельс, f - коэффициент трения, xi - полюсное расстояние i-ой колесной пары,

x1 = x + a;

x2 = x - a.

Неизвестными являются полюсное расстояние х, направляющие силы первой и последней оси Yн1, Yн2, непогашенное центробежное ускорение Aн, т.е. четыре неизвестных. Рассмотрим варианты решения этой задачи.

 

Расчет графиков-паспортов

Для решения системы необходимо избавиться от неопределенности - так называемых “лишних” переменных.

Традиционно задачу решают обратным способом – задаются возможными положениями экипажа в колее и находят соответствующие им величины сил и скорости. Для этого рассматривают дополнительные условия, а именно задают значения полюса поворота и направляющей силы на второй колесной паре при трех положениях экипажа в колее. Для каждого положения фиксируют одну из двух переменных, а вторую изменяют с заданным шагом:

1 - хордовое положение – x = 0, Yн2 = [0…Ymax];

2 - промежуточное положение – x = [0…xmax], Yн2 = 0;

3 - положение наибольшего перекоса – x = xmax, Yн2 = [0…-Ymax].

При таком подходе уравнения могут быть преобразованы к виду:

Yн1 = f1(x, Yн2);

Aн = f2(x, Yн1, Yн2).

Для ряда заданных значений переменных x и Yн2 находятся неизвестные Yн1, Aн. Соответствующие точки и есть решение Yн1(Aн). Результаты могут быть представлены в виде Yн1(V), для чего вычисляют V(Aн,R,hp).

Один из вариантов решения задачи вписывания локомотива в кривые для промежуточного положения тележки в колее приведен в примере 16.

Студентам предлагается ввести свои данные и по результирующим графикам определить ограничения по безопасной скорости движения в кривой. Для этого из зависимости Yн1(Aн) определить по заданным ограничениям Aн предельные значения Yн1, а затем по зависимости Yн1(V) определить допустимые значения скорости.

 

Сведение задачи к решению системы нелинейных уравнений

Другой подход к решению задачи вписывания в кривые – решение нелинейной системы численными методами – прямая задача.

Анализ системы показывает, что установка жесткой тележки в колее и силы взаимодействия можно выразить через поперечные перемещения колесных пар относительно оси колеи.

При таком подходе вводятся дополнительные связи, описывающие условия установки колесной пары в колее. Направляющая сила может быть представлена как нелинейная функция от перемещения колесной пары в колее [7]:

где Cr - жесткость рельса; h - поперечное перемещение колесной пары относительно оси пути; s - половина свободного зазора в колее.

Полюсное расстояние, входящее в определение сил трения колес по рельсам, в свою очередь можно выразить через перемещение колесных пар относительно рельсов:

С учетом рассмотренных зависимостей получим систему двух уравнений относительно двух неизвестных – перемещений колесных пар относительно рельсовой колее.

Вариант решения задачи приведен в примере 17.

Для решения применена функция MINERR. Начальные приближения выбраны из физических допущений – хордовая установка тележки, при которой колесные пары смещены от оси колеи на величину половины свободного зазора в колее.

Решение проводится для заданных параметров кривой и ряда значений непогашенного ускорения. Результаты – установка колесных пар в колее, направляющие и боковые силы.

Студентам рекомендуется провести анализ используемых нелинейных функций, построить графики. Проверить устойчивость вычислительного процесса при различных начальных приближениях.

 

l Оглавление l Назад l Далее l

Используются технологии uCoz